Этот случай взбудоражил всю Украину. Водитель автобуса вышвырнул на дорогу собаку — помощника инвалида, москвички Светланы Цыганковой. На крик о помощи откликнулись десятки людей. В этой истории сошлось все: подлость и благородство, доброта и жестокость.
...Светлана ловко съезжает на инвалидной коляске по пандусу, держа в руке поводок. Собака не отходит от хозяйки ни на шаг, следя за каждым ее движением. Чувствуется, что эти двое понимают друг друга без лишних слов...
Машка — обыкновенная дворняжка с московских улиц.
Прошлым летом Светлана с Машкой отправились погостить к друзьям на Украину.
Три месяца пролетели незаметно. Подошел день отъезда. Ничто не предвещало беды. Но на автовокзале произошло непредвиденное: водитель автобуса наотрез отказался везти четвероногую пассажирку, несмотря на то, что у Машки все документы были выправлены, как положено: паспорт, ветеринарная справка о прививках, а еще поводок и намордник, который на ее трогательной щенячьей физиономии смотрелся маскарадно.
— Я была в ужасе, — вспоминает Светлана. — У меня уже учеба начинается, а автобус по маршруту Киев — Москва ходит очень редко. Бросить Машку я не могла. Я и уговаривала, и деньги предлагала — шофер ни в какую! Потом за нас вступились люди на вокзале. Водитель вызвал дежурного и милиционеров. В конце концов Машку пустили в автобус, но в багажное отделение. Я хотела даже ехать с ней рядом, но водитель был непреклонен: людям нельзя.
От Первомайска до Киева дальняя дорога. Ехали всю ночь. Пассажиры спали, Светлана тоже задремала. В пять часов утра автобус прибыл в Киев.
— Я выходила последней, — говорит она. — Мне ведь надо было еще коляску доставать, поэтому не хотелось никого задерживать. Когда спустилась к багажному отделению, увидела, что моей собаки там нет. Слезы хлынули из глаз, у меня началась истерика: «Где Машка?». Водитель не смотрел в глаза: «Она выскочила и убежала. Я не хотел вас расстраивать и не стал будить!» После этого автобус так быстро уехал, что я только успела сфотографировать номер.
Она вернулась в Первомайск. Подруга с мужем чуть не упали, когда увидели на пороге плачущую Светлану, которая должна была уже подъезжать к Москве.
Они посадили гостью в машину и поехали на автовокзал, чтобы найти водителя, выбросившего Машку на дороге. Он был в очередном рейсе. Автобус удалось перехватить, но добиться от шофера, на каком километре пропала собака, было невозможно. Он уверял, что люди выходили на каждой остановке, забирали вещи из багажника.
Потом уже пожилой местный житель рассказал Светлане, что ехал на велосипеде и видел своими глазами, как у села остановился автобус и из багажного отсека выкинули собаку.
Подруги отследили зону поиска по карте: 350 километров! Света рыдала. Она понимала, что ее беспородная Машка вряд ли найдет новых хозяев. Мерещились картины одна страшнее другой: собаку сбила машина, разорвала бродячая стая.
Два дня Света с Аней на инвалидных колясках колесили по округе. Заглядывали во дворы, звали Машку — никаких следов. Потом они приняли решение разделиться. Светлана осталась в сельской гостинице, чтобы искать собаку, а Аня вернулась домой и принялась за дело: распечатала на компьютере несколько сотен листовок с фотографиями Машки, дала объявления в местные газеты, разместила историю на зоозащитных форумах в Интернете.
— На пятый день поисков приехали одесситы, — она не может говорить без волнения. — Они собрали деньги, наняли машину и присоединились к поискам. Передали информацию в другие города, чтобы люди там тоже искали. Машкины фотографии висели в рейсовых автобусах. Десятки людей участвовали в поисках. Позвонил даже наш бывший соотечественник из Великобритании. Он был потрясен жестокостью водителя, выбросившего собаку.
Первую бригаду одесситов сменила вторая.Только Машка словно в воду канула.
— Надежда таяла, — признается Светлана. — Мы с Аней пошли в церковь и помолились о спасении Машки. Только бы она нашлась. И буквально через час звонок: «Кажется, это Машка!»
По полю брела изможденная собака. От пушистой холеной домашней любимицы остались кожа да кости. На шее болтался обрывок поводка. Намордник, к счастью, съехал, иначе собака умерла бы от жажды.
Одесситы пытались поймать Машку, но она убегала. Напуганная, с искусанными в кровь задними лапами, она не давалась людям. Света с Аней на такси помчались к селу, в окрестностях которого видели Машку.
А дальше было как в кино, в трогающем до слез мгновении. Они бросились навстречу друг другу — женщина на инвалидной коляске и ее любимая собака.
— Мы еще несколько дней провели в Первомайске, чтобы Машка пришла в себя. Она не отходила от меня ни на шаг и все время заглядывала в глаза: «Ты меня не бросишь?» По ночам ей снились кошмары, она вздрагивала, скулила, а я гладила ее по голове. Машка страшно исхудала. Она приходила за едой к людям, но ее прогоняли. Один мужчина мне сказал, что, когда она стала посматривать на его индюшек, он собрался ставить на нее капкан...
Светлана научилась вспоминать страшный случай без слез. Машка тоже ничего не забыла, у собак ведь долгая память. Уговорить ее забраться в такси целое дело...
"Московский комсомолец"